Главная     Наши партнеры     Проекты     о нас     Группа компаний     Гимн предпринимателей     Новости
 




  

    

Председатель совета директоров

ТК «Октябрьский»

ТСК «Сипайловский»

ЗАО ИПК «Камилла»

Юридическая компания ООО «Фонд «АЯКС»

ООО «Башкирский товарно-оптовый рынок» (логистический центр)

ООО Туристический горнолыжный центр «Павловский парк»

ООО «Торгово-промышленная компания» г. Сочи

Башкирская Торговая Ассоциация

Союз торговых рынков Башкортостана

Башкирская республиканская ассоциация содействия предприятиям оптовой торговли

Федерация развития туризма РБ

Башкирская республиканская ассоциация юридических компаний

Союз предпринимателей г.Уфы

Союз частных предпринимателей г.Уфы

Ассоциация предприятий автосервиса РБ

ООО "АРБАТ+"

EVO Холдинг ООО "БашКапитал-Строй"

Частный детектив Каримов Р.С.

ООО Лизинговая фирма «Таис плюс»

ООО ЭнергоМАХ

«Италколор»

Муниципальное унитарное предприятие «Торговый распределительный рынок «Кировский»

Детский развивающий центр Я - гений

Центр Коттеджного Строительства

СОФАЛЮ

09-12-2011

Автореферат

Академия труда  социальных отношений

 

 

Валиахметов В.Г.

 

Специальность 08.00.05 - «Региональная экономика»

на тему «Рекреационные инфраструктурные ресурсы, как фактор развития региона (на примере Республики Башкортостан)».

 

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени кандидат экономических наук.

Москва 2011 г.

 

Общая характеристика работы

Актуальность.  Инфраструктура - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, направленных на интенсивное развитие региональных экономических систем. Происходящие в последние два десятилетия социально -  экономические  процессы требуют  изменений  в базовой подсистеме как инфраструктура. Она способна обеспечивать и создать условия для нормального функционирования всех региональных и муниципальных образований, устойчивую связь между ними, создания благоприятных  условий  для повышения качества жизни. 

В начале  21 века Россия имела развитую производственную и социальную  инфраструктуру. Во многом её состав, конфигурация, качество развития  отражают  предыдущие исторические этапы её формирования.

Традиционно в инфраструктуру включают дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение и предприятия по обслуживанию населения. В последние годы состав инфраструктуры начал расширяться, значение её возрастать  в связи с появлением в регионах новых хозяйственных комплексов и видов деятельности.

Существуют причины, побуждающие  рассматривать инфраструктуру как значимый элемент в региональной экономической системе. Это связано:

1)    процессами общественного разделения труда;

2)    невозможностью полноценного развития новых видов деятельности без поиска новых инфраструктурных решений.

Происходящее в современных условиях         ужесточение конкуренции регионов за инвестиции и квалифицированную рабочую силу, продвижение услуг, повышение качества жизни населения на территориях определяет новые требования к содержанию регионального (территориального) управления. Включение  территорий в единое хозяйственное пространство, развитие интеграционных процессов освоение  новых региональных ресурсов является составной частью государственной экономической политики как реакции регионов на внешние вызовы.

Новая парадигма саморазвития регионов требует формирования  материальной,  организационной, финансовой  и инфраструктурной базы  эффективного функционирования хозяйственного комплекса республики Башкортостан в  экономическом пространстве России в целом. Стратегической целью развития является обеспечение достойного уровня жизни населения путем рационального использования имеющегося потенциала, его наращивания, как условия для  устойчивого развития территории.

Для реализации стратегии развития региона с использованием всего комплекса инфраструктурно - рекреационных ресурсов возникает необходимость системных действий разного уровня. К ним можно отнести 

1)                           повышение эффект использования собственного инфраструктурно -рекреационного потенциала региона Республики Башкортостан

2)                           укрепление внутренней инфраструктуры и межрегиональных связей с целью повышения открытости и формирования интегрированных комплексов  предприятий  (кластеров)  в разных отраслях. Всё это определяет актуальность исследования.

 

 

 

 

 

 

Степень разработанности проблемы.

1)                          Экономические и социальные аспекты эффективного использования ресурсного потенциала региона во всех проявлениях

2)                          рассмотрение уровня развития региональной  инфраструктуры как самостоятельного ресурса в продвижении региона  является комплексной проблемой, стоящей на стыке

а) региональной экономик и управления,

б) государственного и муниципального права,

в) экономической  и социальной географии,

г) культурологи

д) и других наук.

Общие  вопросы развития региональной инфраструктуры отражены в работах  Р.И.Шнипера, Н.В Копылова, А.Д.Добрынина, А.Г.Гринберга, В.В.Кистанова, А.Д.Добрынина и др.

Проблематика сущности тенденций, сфер приложения и других социально-экономических характеристик инфраструктурно -рекреационного комплекса освещается в работах следующих зарубежных и отечественных авторов К.Кобьёлла, Р.Бергера, А.Н Дегтярёва., А.И. Лесникова, Р.Э Маликова, Л.С Леонтьевой, Е. С  Румынцевой и др.

Усиление процессов бюджетной самостоятельности  регионов и муниципальных образований потребовало разработки специальных подходов  по повышению качества инфраструктурных составляющих экономических систем. Поскольку именно они становятся базовой основой повышения инвестиционной привлекательности в различных сферах региональной деятельности.

Существующая  конфигурация федеральных, региональных трасс и трасс местного назначения, их плотность и разветвленность  определяет  необходимость концептуального осмысления и практической реализации специальных проектов, направленных на диагностику формирования и развития инфраструктурно - рекреационных ресурсов как основы развития хозяйственной деятельности на неосвоенных ранее территориях республики Башкортостан. Эти аспекты проблемы являются недостаточно изученными и  требуют системного научного осмысления и прикладной реализации.

Цель и задачи исследования.

Целью работы является  формирование региональной модели эффективного использования инфраструктурно - рекреационного потенциала как комплексного ресурса социально-экономического развития Республики Башкортостан. Для достижения поставленной  цели необходимо решить следующие задачи:

ü На основе системного подхода выявить понятия , состав и основные характеристики инфраструктурно -рекреационных ресурсов как базы развития региона.

ü Проанализировать возможные направления использования всех видов ресурсов для развития инфраструктуры региона в целом и рекреационной инфраструктуры  в частности.

ü Выявить внутренние и внешние ресурсы хозяйствующих субъектов влияющих на развитие инфраструктурно - рекреационной  базы Республики Башкортостан.

ü Разработать принципы мониторинга изменений инфраструктурно - рекреационного потенциала региона.

ü Разработать концепцию включения новых организационных форм малого, среднего бизнеса и общественных организаций для реализации республиканских проектов по использованию и  развитию инфраструктурно - рекреационного комплекса.

Объектом исследования является региональная инфраструктура Республики Башкортостан и её элементы.

Предметом исследования являются экономико - управленческие отношения, возникающие при формировании и  использовании инфраструктурно - рекреационного комплекса Башкортостана как комплексного ресурса реализации региональных программ развития.

Теоретической и информационной базой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых, накопленный опыт социологических и экономических исследований, республиканская нормативно правовая база по соответствующим направлениям,  проведённые  целевые экспертные и консультативные проекты.

В качестве общенаучных методов в работе применен системный подход, метод определения обратной связи, метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод анализа и синтеза, метод сравнений.

Новизна полученных результатов:

§  В результате использования системного подхода выявлены и дополнены понятия рекреационные ресурсы региона (как комплекс характеристик территории по организации , конфигурации расположения природных  и рукотворных объектов которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот);  Предлагается к выделению качества региональной инфраструктуры как особого комплексного ресурса способствующего вовлечению в процессы использования других видов ресурсов в том числе и рекреационных; выдвинуто определение инфраструктурно - рекреационных ресурсов как уровня достаточности региональной инфраструктуры для хозяйственного освоения пространства региона.

§  Автором проведён комплексный анализ обратного влияния ресурсного потенциала региона  на развитие рекреационной инфраструктуры как фактора стимулирования субъектов малого и среднего бизнеса ряда муниципальных образований РБ.

а) Сформирован концептуальный подход к формированию республиканской  политике по повышению  инфраструктурно- рекреационного потенциала  региона;

б) разработаны основные организационно-экономические принципы регионального проекта по  размещению объектов  инфраструктуры направленных на вовлечение рекреационных ресурсов в хозяйственный оборот региона,

в) выявлена их роль как мультипликатора развития отраслей  экономики региона Башкортостан;

г) Предложена методика диагностики состояния использования рекреационных ресурсов в зависимости от уровня развития объектов инфраструктуры  на территории, позволяющая проследить динамику развития этих процессов в различных  муниципальных образованиях  в Республике Башкортостан и дать рекомендации по развитию объектов инфраструктурно- рекреационного комплекса.

§  Предложена концепция использования новых организационно-управленческие формы для использования и развития рекреационной инфраструктуры региона на основе методики рекреационных стандартов.

 

Научно-практическая значимость работы.

Диссертационное исследование содержит практические инструменты  оптимального инфраструктурного решения и механизма эффективного использования рекреационных ресурсов региона, что создаёт предпосылки для развития инновационных и инвестиционных проектов в сфере индустрии туризма и гостеприимства, инфраструктурно - рекреационным ресурсом с целью разработки региональных программ развития туризма и создание туристских продуктов.

Полученные результаты, выводы и рекомендации использованы при разработке перспективных  организационно-экономических  мероприятий по реализации пилотного регионального проекта «Урал-Батыр».

Материалы диссертации широко используются в подготовке учебных программ для высшего и дополнительного профессионального образования, программ переподготовки и повышения квалификации по широкому кругу вопросов региональной инфраструктуры сервиса и туризма.

Данная диссертационная работа соответствует пункту 3 «Региональная экономика» паспорта специальности 080005 – «Экономика и управление народным хозяйством». Области исследования: 5.3.Территориальная организация национальной экономики; формирование, функционирование и развитие территориально-производственных комплексов, промышленных узлов и других форм территориально-организованных экономических систем. 5.19. Эффективность использования факторов производства; организация и управление производством на предприятиях, в отраслях и комплексах в регионах, особенности и закономерности; абсолютные и относительные преимущества региональных производственных комплексов и отраслей; исследование проблем производственной, социальной и рыночной инфраструктур в регионах.

 

Апробация и реализация результатов исследования.

Основные положения диссертации докладывались и получили положительную оценку на российских и международных конференциях, семинарах  и совещаниях Министерства экономики Башкортостана.

Результаты работы нашли отражение в разработке концепции развития инфраструктуры туризма в РБ, методическое руководство для дистанционного обучения предпринимательской линии фонда поддержки предпринимательства в РБ, разработке стандартов объектов инфраструктуры придорожного сервиса и туризма. Часть положений диссертации использовалась при подготовке и проведении республиканских семинаров совместно с союзом туриндустрии РБ в 2008 – 2009 гг. Разработаны учебные программы  по специализации дополнительного профессионального образования «Управление гостинично - туристским комплексом»  «Подготовка специалистов для сферы придорожного сервиса и ресторации». Результаты исследования изложены в учебных и методических пособиях, научных статьях и тезисах докладов. По теме диссертации опубликовано  6  трудов    объемом 13, 8  п.л. 

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложений. Работа содержит  6 таблиц и 16 рисунков.

Основные положения диссертации.

В первой главе «Теоретические проблемы формирования рекреационной инфраструктуры, как базы устойчивого развития региона» уточняются соответствующие подходы к понятию и составляющим инфраструктуры региона, и определяется место в ней объектов инфраструктуры регионального комплекса. На основе приведенного анализа дано объединенное толкование понятия «регион» как триединого множества территории, экономических связей и ресурсов, региональной детерминанты. Под региональной детерминантой автор понимает особый комплекс факторов географического, климатического, историко-социального, этнокультурного свойства как региона в целом, так и отдельных территорий (муниципальных образований).

Позитивная динамика последних лет в развитии добывающих и производящих отраслей Башкортостана повлияла на увеличение объема капиталовложений в развитие производственной, рыночной, социальной и транспортной инфраструктуры региона. В работе установлена связь между отдельными сегментами инфраструктуры региона и инфраструктуры регионально комплекса.

Проведенный анализ существующего состояния предпринимательства в сфере придорожного сервиса показывает, что на сегодняшний день из 488 объектов придорожного сервиса 100% - субъекты малого бизнеса.  Однако, это составляет лишь 0,1% от общего количества субъектов малого предпринимательства республики. Поэтому, во многом, развитие целостной инфраструктуры отрасли зависит от общереспубликанских программ поддержки предпринимательства, участия экономических властей региона и профессиональных сообществ в разработке и реализации перспективных программ на республиканском и муниципальном уровнях.

В работе представлена систематизация объектов инфраструктурно – рекреационного комплекса, определяющая  состояние инфраструктуры региона.

Объекты инфраструктурно - рекреационного  комплекса подразделяются на:

§  санаторно – курортные комплексы ;

§  горнолыжные центры;

§  природно - ландшафтные комплексы;

§  культурно – исторические комплексы;

§  памятники природы (заказники, заповедники);

§  паркинги;

§  туристические комплексы;

§  объекты придорожного сервиса, предназначенные для обслуживания пассажиров и водителей автотранспорта (автобусные остановки, пассажирские автостанции, автовокзалы, пересадочные терминалы, предприятия (пункты) общественного питания и торговли, помещения для активного отдыха, площадки-стоянки);

§  объекты дорожного сервиса, предназначенные для размещения туристов и автотуристов (автогостиницы, мотели, кемпинги);

§  предприятия и устройства автосервиса (автозаправочные станции (далее – АЗС), станции технического обслуживания (далее – СТО), пункты мойки и устройства для технического осмотра автомобилей, устройства аварийно-вызывной связи;

§  медицинские учреждения (пункты медицинской помощи, аптеки и аптечные пункты);

§  площадки-стоянки, площадки для кратковременной остановки, площадки для временной парковки автомобилей;

§  комплексные объекты дорожного сервиса, предоставляющие несколько видов услуг.

В работе подчеркивается необходимость комплексных действий по развитию  инфраструктуры – рекреационных  объектов.  Подобная комплексность особенно важна именно потому, что инфраструктурная составляющая становится тормозом, который сдерживает системное развитие такой важной отрасли республиканской экономики, как внутренний въездной туризм. Дополнительным социально-экономическим эффектом, влияющим, на развитие региона является появление новых хозяйствующих субъектов на прилегающих территориях, повышение уровня занятости и самозанятости, повышение качества жизни населения.

Под внутренними предпринимательскими ресурсами малого бизнеса, направленными на освоение инфраструктурно - рекреационной составляющей региона автор понимает: 

·                     склонность к риску;

·                     креативность (как умение создавать принципиально новый продукт или          новые способы продажи уже существующего);

·                     инновационность (способность при минимальном дополнительном     ресурсном обеспечении создавать новые услуги для новых потребителей);

·                     мобильность (ресурс технологий и профессионализма персонала по смене ассортимента, или способов подачи услуги во времени и климатических условиях: зима – лето, будни – праздники).

Привлечения производственного потенциала субъектов малого бизнеса Башкортостана к развитию рекреационно сервисных отраслей имеет особенности, связанные с возможностями  использования  ресурсов среднесрочных  и долгосрочных целевых региональных  программ, таких как:

o        Программа развития туризма в Республике Башкортостан на 2010-2020гг. (ПРТ);

o        Программа поддержки туризма «Золотое кольцо Башкортостана (ЗКБ);

o        Программа развития дорог общего пользования Республики Башкортостан (ПРДОП).

o        Программа кластеризации туризма в Республике Башкортостан (ПКТ).

 

Где:

1.     ПРТ – Федеральный финансовый ресурс (ФФР) ; Региональный финансовый ресурс (РФР); Муниципальный финансовый ресурс (МФР); Пилотный регионального проекта «Урал-Батыр» ( ПРП «УБ»).

2.     ЗКБ – Научные разработки (НР); Формирование туристских маршрутов (ФТМ); Классификация объектов туристского назначения (КОТН).

3.     ПРДОП – Объекты дорожного сервиса (ОДС); Объекты придорожного сервиса (ОПС); Станции технических служб (СТБ); рекреационные зоны (РЗ).

Назад



г. Уфа, ул. Карла Маркса 63 оф. 52, телефон: (347) 250-26-43